Охрана труда в РоссииВ России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно - противоэпидемических норм и правил. Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.
Особенности регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Исторически сложилось так, что в СССР и РФ в системе охраны труда сильно искажена «обратная связь» - учёт профзаболеваний, несчастных случаев и даже несчастных случаев со смертельным исходом. На основе марксистско-ленинского подхода к неблагоприятным изменениям здоровья при трудовой деятельности как последствиям эксплуатации трудящихся при капитализме в 1930-х на государственном уровне было принято решение о уменьшении числа несчастных случаев и профзаболеваний в социалистическом СССР до нуля:
В 1936 г. 16-я партийная конференция ВКП, принявшая программу развития СССР на многие годы, в части совершенствования системы оказания медицинской помощи населению страны в первом пункте постановления, посвящённого этой теме, прописала необходимость решения задачи ликвидации профессиональных заболеваний, а во втором - резкого снижения производственного травматизма. И началась «борьба». Производственный травматизм в 1937 г. по отношению к 1936 г. на большинстве предприятий снизился на 43-55%. Данные о первично поставленных диагнозах «профессиональное заболевание» и «производственный травматизм» стали секретными. Из пятилетки в пятилетку общая численность первично поставленных диагнозов «профессиональное заболевание» сокращалась на 23-25%.
...
Впервые за многие годы в 1987 г. в нашей стране были опубликованы данные о первично поставленных диагнозах «профессиональная болезнь» за 1985 г. Они оказались достаточно впечатляющими - 12700 случаев. В этом же году диагноз по профзаболеваниям в США был поставлен более чем в 137 000 случаях. При этом отдельные фирмы (например, Форд, Крайслер и др.) были оштрафованы на многие миллионы долларов за сокрытие отдельных случаев профессиональных поражений. В настоящее время число первично поставленных диагнозов в РФ находится в пределах 8000. Таким образом, поставленная ВКП задача о «борьбе» с профессиональными болезнями была, по существу, решена.
По сути дела в развитых странах выявляются начальные стадии профессиональных заболеваний, человек отстраняется от вредных условий труда, сохраняет относительно высокий уровень соматического здоровья и ещё длительный период времени может работать в других, более «лёгких» профессиях, создавая общественный продукт. Низкий уровень профессиональной заболеваемости в РФ можно объяснить низким качеством периодических медицинских осмотров работающего населения, недостаточной квалификацией врачей их проводящих, и, как следствие этого, выявляется «вершина айсберга» - тяжёлые инвалидизирующие формы профессиональных заболеваний, когда человек практически нетрудоспособен и нуждается в определении степени утраты трудоспособности и группы инвалидности.
Наиболее ярко проблемы регистрации несчастных случаев со смертельным исходом отражены:
Годы Росстат ФСС Роструд Максимальное расхождение данных
2001 4368 5755 6194 1826
2002 3920 5715 5865 1945
2003 3536 5180 5185 1649
2004 3292 4684 4924 1632
2005 3091 4235 4604 1513
2006 2881 3591 4301 1420
2007 2966 3677 4417 1451
2008 2548 3238 3931 1383
2009 1967 2598 3200 1233
2010 2004 2438 3120 1116
По данным Роструда, которые наиболее достоверны, в 2008 г. было выявлено 2074 сокрытых несчастных случаев на производстве. Работодателями было скрыто 64 групповых несчастных случая, 404 случая со смертельным исходом, 1332 тяжёлых несчастных случая. В связи с этим авторы рекомендовали возродить дореволюционную традицию - законодательно обязать органы внутренних дел вести расследование несчастных случаев на производстве.
По данным МОТ на один несчастный случай со смертельным исходом приходится порядка 1000 случаев, приводящих к временной утрате трудоспособности на срок 3 и более дня, и около 2000 случаев с утратой трудоспособности на 1 день и более. В РФ сопоставление даёт другую, очень отличающуюся картину :
Годы Всего несчастных случаев Со смертельным исходом Отношение числа всех н/с к числу н/с со смертельным исходом
2000 45 958 4548 10,1
2001 100 790 5755 17,5
2002 124 667 5715 21,8
2003 112 107 5180 21,6
2004 101 036 4684 21,57
2005 90 965 4235 21,5
2006 88 235 3591 24,6
2007 85 012 3677 23,1
2008 77 364 3238 23,9
2009 64 660 2598 24,9
Существенное отличие сведений для РФ по отношению числа несчастных случаев со смертельным исходом к числу случаев утраты трудоспособности показывает, что большая часть несчастных случаев без смертельного исхода - не регистрируется.
Происходит неуклонное ухудшение условий труда: (в начале 1990-х в неблагоприятных условиях работало 18% трудящихся, а в 2011 - уже более 30%, по официальным данным). Частота регистрируемых профзаболеваний в РФ в 40 раз «меньше», чем в Дании, в 38 раз «меньше», чем в США, в 13 раз «меньше», чем в Финляндии, в 7.3 раза «меньше», чем в Японии, и в 3.5 раз «меньше», чем в ФРГ. Например, если по данным доклада Министра труда Новой Зеландии в 2012 г. в этой стране было зарегистрировано 17-20 тыс. профзаболеваний (население в 2012 г. - 4.6 млн), то в Ростовской области в том же году - 66 случаев (население 4.2 млн). Оставляет желать лучшего качество медосмотров - по данным из 45 работодателей 60% отметили формальное проведение ПМО, и в 31% случаев указали на низкую квалификацию врачей-специалистов; треть рабочих (из 107 опрошенных) сочла качество медосмотра плохим т 40%удовлетворительным; среди врачей, проводивших медосмотры, 40% считали главным недостатком отсутствие системы контроля качества, половина опрошенных отметила, что больше всего времени во время медосмотра тратит на заполнение документов. Качество медосмотров удовлетворяло 4,4% работодателей, и их сочли хорошими четверть опрошенных рабочих. Однако по данным представителя центров профпатологии, из 22 млн работающих во вредных условиях, лишь 5 млн прошли обязательные медосмотры; а выявляемость профессиональных заболеваний при прохождении медосмотров в коммерческих медицинских организациях бывает на два порядка ниже, чем при прохождении медосмотров в специализированных центрах профпатологии.
Отсутствие «обратной связи» между созданием безопасных и здоровых условий труда (или наоборот) и отсутствие ответственности работодателя за нанесение вреда здоровью рабочих стимулирует работодателя экономить средства на улучшении условий труда; а государство исчерпало возможности воздействия на работодателя в сложившихся условиях.
В совокупности, это привело к тому, что смертность трудоспособного населения РФ превышает аналогичный показатель по Европейскому Союзу в 4.5 раз, и в 2.5 раз средний показатель по РФ, а неуклонно ухудшающиеся условия труда на большинстве предприятий достигли неблагополучного, если не критического уровня.
Совершенствование условий и охраны труда на производстве составляют третью группу мероприятий ... Актуальность этих мероприятий объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов; ухудшением обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты рабочих; массовыми нарушениями технологической и производственной дисциплины (нередко - как следствие действия двух вышеуказанных факторов); низким качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и их несовершенства.
:... когда мы используем половинчатые сведения, то нам кажется, что вот этой проблемы у нас нет ... а положительная динамика в этой части внушает оптимизм. ... Реальность же зачастую далека от наших представлений, основанных на ненадёжной статистике. ...
... Проблема обычно выявляется только тогда, когда предприятие ликвидируется. И в такой момент оказывается, что его работники на самом деле поголовно страдают профессиональными патологиями и работали на данном предприятии, будучи больными.
От воздействия вредных и опасных производственных факторов в РФ ежегодно умирает свыше 150 тысяч человек, в добывающих отраслях, металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности до 70% рабочих мест относится к производствам с тяжёлыми и вредными условиями труда. Однако в этих условиях: Крайне низкая степень выявления подозрения на профзаболевание при ПМО (периодический медицинский осмотр - прим) связана с тем, что в эту сферу деятельности пришло много медицинских организаций, которые основную цель ПМО видят в том, чтобы оказывать услуги работодателям за деньги с получением максимальной прибыли для себя, о предотвращении, профилактике профзаболеваний они не думают вовсе. И работодатели заинтересованы в максимальном снижении издержек и, естественно, в отсутствии хоть какой-нибудь выявляемости профзаболеваний. Им подыгрывают медорганизации, которые согласны проводить медосмотры по заниженным ценам с нулевым результатом. - И. В. Бухтияров, директор НИИ Медицины труда
По расчётам Минтруда РФ, потери (несчастных случаев со смертельным исходом, травматизма и профзаболеваний) практически равны планируемому правительством приросту объёма производства. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда как важного элемента повышения качества труда. ... Уровень смертности населения трудоспособного возраста превышает в 4.5 раза аналогичные показатели по Евросоюзу, в 2.5 раза - в развитых странах и в 1.5 раза - в развивающихся странах (!).За период с 2001 до 2013 годы показатель профессиональной заболеваемости снизился почти на четверть (с 2,24 до 1,79 на 10 000 работающих), что абсолютно не соответствует условиям труда. В РФ регистрируемые показатели производственного травматизма ниже, чем в странах Евросоюза, в 7-16 раз. При этом травматизм со смертельным исходом, напротив, в РФ выше, чем в развитых странах (в 3-6 раз). неадекватное соотношение показателей смертельного и не смертельного производственного травматизма при сравнении со странами Европы свидетельствует о массовом сокрытии травм лёгкой и средней тяжести.
В целом, по оценкам экспертов, в РФ из-за профессионально обусловленных заболеваний ежегодно умирает 190 000 человек.
Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах
В частности, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается оплата труда, повышенная не менее чем на 4% по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для аналогичных видов работ с нормальными условиями труда.
Установить минимальный размер повышения оплаты по каждому классу условий труда должно Минздравсоцразвития России (п. 2 постановления № 870). Но до сих пор этого не сделано. Поэтому до принятия соответствующих документов размер доплат можно рассчитывать на основании Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утверждённого постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78 (далее — Типовое положение). Об этом говорится в информации Минтруда России от 01.10.2012. Косвенно такой вывод можно сделать также из Определения Верховного суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651.
В письме Роструда от 19.06.2012 № ПГ/4463-6-1 уточняется, что нормативные акты бывшего СССР могут применяться, если их положения включены в коллективный или трудовые договоры с работниками.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:
Замечание;
Выговор;
Увольнение по соответствующим основаниям.
К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:
штраф;
лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;
исправительные работы;
лишение свободы на определённый срок.
Правила и инструкции по охране труда
Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением № 80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.
Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утверждённых федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.
Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).
Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утверждённому работодателем штатному расписанию.
Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:
общие требования охраны труда (включая должностные обязанности работника);
требования охраны труда перед началом работы;
требования охраны труда во время работы;
требования охраны труда в аварийных ситуациях;
требования охраны труда по окончании работы.
При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.
Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Организация работы с персоналом по охране труда
Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;
совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;
изучение и применение передовых безопасных приемов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.
Влияние употребления алкоголя на травматизм и профзаболеваемость
Структура выплат работодателям, проводимых с декларируемой целью улучшения условий труда, снижения травматизма и профессиональной заболеваемости (2014)
Этиловый спирт оказывает наркотическое действие на центральную нервную систему, что влияет на безопасность труда (как в РФ, так и в других странах). Употребление даже небольших количеств алкоголя нарушает координацию движений, скорость зрительных и двигательных реакций, негативно влияет на мышление. При сильном опьянении нарушается реальное восприятие внешнего мира, рабочий становится неспособным сознательно управлять своими действиями.
Значительное употребление алкоголя в РФ, вызванное разными причинами, повышает вклад этой причины в травматизм, профзаболеваемость, аварийность и др.
С целью профилактики травматизма и профзаболеваемости государство разрешило работодателю компенсировать часть расходов, понесённых им при улучшении труда, за счёт его отчислений в Фонд социального страхования (до 20%). По данным Фонда, часть средств, получаемых работодателями в рамках такой поддержки, тратится на закупку алкотестеров - порядка 11,2 млн руб в 2014г.
Специальная оценка условий труда ФЗ-426 от 28.12.2013[править | править вики-текст]
Трудовой кодекс РФ определил, что Специальная Оценка Условий Труда (СОУТ) — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных для здоровья производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а, как следствие, и обязанность по специальной оценке условий труда на рабочих местах, трудовым кодексом РФ возложена на работодателя. СОУТ подлежит каждое рабочее место, она должна проводиться не реже одного раза в пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным.
Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, СОУТ пренебрегать не следует. В противном случае с 1 января 2015 года согласно ст.5.27.1 КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей. А также возможно наложения ряда других штрафов.
Чтобы начать проведение СОУТ заказчику необходимо подать соответствующее заявление в выбранную им специализированную организацию. После этого её сотрудники производят соответствующий анализ рабочих мест: исследуется их организационно-техническое состояние, травмобезопасность, раскрываются вредные факторы производственной среды. Будет выявлено и то, насколько условия труда соответствуют санитарным стандартам и нормам.
Далее должен быть создан перечень рекомендаций по приведению условий труда в норму, установленную законодательством.
Проведение специальной оценки требует от работодателя предоставить организации, осуществляющей СОУТ, все необходимые данные, а также соответствующие документы, и, в случае необходимости, дать разъяснения по вопросам, возникающим в процессе такой деятельности.
На порядок реализации процедуры, её сроки, а также цену влияют несколько факторов, таких как:
количество рабочих мест, которые подлежат СОУТ,
сфера деятельности предприятия,
его оснащенность средствами индивидуальной защиты,
виды оборудования, используемого на производстве и многое другое.
Возможность этого закона эффективно влиять на условия труда была подвергнута сомнению некоторыми специалистами. Например, допущение возможности снижения класса вредности при обеспечении рабочих эффективными СИЗ было раскритиковано в статье:
Отсутствовал серьёзный контроль и за качеством аттестации (предшественнице спецоценки), и даже за самим её проведением. С 01.09.2008 до 01.01.2013 о проведении аттестации отчиталось 2% хозяйствующих субъектов.
Не охватываются все виды вредных и опасных производственных факторов. В ряде случае аттестующие организации вообще ничего не меряют, а за умеренную плату выдают документы о приемлемых условиях труда - без выезда на предприятие.
Качество подготовки экспертов может быть недостаточным. Аттестация экспертов состоит в ответах на вопросы, а наличие навыков измерений не проверяется.
Рабочие должны использовать эффективные СИЗ, но оценка их эффективности на рабочих местах при реальном применении невозможна. Снижение класса вредности при выдаче "эффективных" СИЗ противоречит основному принципу охраны труда, требующему обеспечивать рабочих в первую очередь эффективными средствами коллективной защиты.
Авторы предложили отменить статьи 6 и 7 Закона 426-ФЗ, и поручит квалифицированному НИИ разработать перечни вредных факторов для их идентификации для разных видов производств, технологий работ и используемых материалов.
Предпочтение использованию СИЗ было подвергнуто критике авторами.
... средствам коллективной защиты (СКЗ) по сравнению с СИЗ уделяется крайне мало внимания. ... из федерального закона следует, что если работодатель применил эффективные СИЗ, то класс (подкласс) условий труда для работника можно снижать на одну ступень. Возникает вопрос: а почему бы не снизить класс (подкласс) условий труда, если работодатель будет использовать современные и эффективные СКЗ?
Аналогичное мнение высказали авторы:отсутствуют научные обоснования того, что СИЗ улучшают условия труда; СИЗ не могут обеспечить стопроцентную надёжность своего функционирования; не уточнено, какая степень износа (влияющая на защитные свойства) допустима при выполнении требования «использовать до износа»; не учтено значительное отличие эффективности СИЗ органов дыхания в лабораторных условиях (например при сертификации) и на практике; отсутствуют требования к выбору адекватных СИЗОД и соответствующая подготовка специалистов - так, что формальное выполнение требований отраслевых «Типовых норм выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ...» может привести к использованию заведомо недостаточно надёжных СИЗ; не решена проблема своевременной замены противогазных фильтров, и др. Вместе с этим носка СИЗ создаёт повышенную физиологическую нагрузку на рабочего. Например, у СИЗОД - из-за давления на лицо, повышенного содержания углекислого газа и пониженного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, сопротивления дыханию, повышенная температура и влажность вдыхаемого воздуха, обдувающего лицо. Процедура спецоценки не предусматривает учёт влияния перегрева при работе в изолирующих костюмах и костюмов для защиты от термического воздействия электрической дуги. При работе в условиях, когда загрязнённость воздуха мгновенно-опасна и применении шлангового противогаза, методика спецоценки не требует обеспечивать рабочего вспомогательным автономным дыхательным аппаратом для безопасного покидания рабочего места при возможном нарушении подачи воздуха по шлангу. Проверка соответствия маски лицу (для уменьшения риска просачивания неотфильтрованного воздуха через зазоры между ними) не предусмотрена.
Проведение специальной оценки на практике осуществляется не всеми работодателями. Например, на начало апреля 2015г по отчётам, представленным в Государственную инспекцию труда (Кемеровская область), специальная оценка была проведена лишь в 838 организациях (менее 1% от общего количества зарегистрированных - около 100 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а общее количество рабочих мест, где была проведена спецоценка (за 2014 и 1 квартал 2015г) - немного превышало 20 тыс. (население области 2,7 млн.). Однако по отчётам, поступившим регионального отделения Фонда социального страхования в 2014г спецоценку провели в 195 организациях. Эти результаты схожи с данными Роструда - аттестация была проведена 2% организаций за 3 года (2008-2012).
Качество проведения спецоценки (в случаях её проведения) не всегда соответствует установленным требованиям, что приводит к массовым обращениям в Роструд; но проведение спецоценки позволяет работодателю лишить рабочих дополнительных отпусков, доплат, сокращённой рабочей недели и продолжительности смены, гарантировавшихся ранее, и её качество может оказаться невысоким:
... договорные АРМ с коррупционной составляющей, низкое качество работ при проведении АРМ, фальсификация отчётных документов. К этому можно добавить плохую обеспеченность аттестующих организаций приборами, некомпетентность экспертов, жульничество, использование «болванок», мобильных телефонов вместо приборов, изрядную путаницу с аналогичными рабочими местами и др. К сожалению, всё это может иметь место и при проведении специальной оценки условий труда (СУОТ).
Сотрудник Департамента условий и охраны труда (Минтруда РФ) отметила, что при проведении спецоценки наиболее часто выявляемыми нарушениями являются использование непроверенных приборов; и отсутствие в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) необходимого набора исследований (испытаний ) и измерений. Также оказалось, что часть организаций начали проводить спецоценку ещё до момента вступления в силу методики её проведения (08.04.2014).
Исследование[38] показало, что хотя законодательство обязывает работодателя информировать рабочих о вредных производственных факторах и рисках, но практическое выполнение этой обязанности даже при наличии результатов объективных инструментальных замеров может быть неудовлетворительно: часто размытая ответственность за информирование рабочих (среди администрации); формальное ознакомление с картами по специальной оценке условий труда (с информацией о классе условий труда и др. - под роспись) не даёт информации о риске и негативных последствиях для здоровья при воздействии указанных там вредных производственных факторов (из-за чего сотрудники не осознают всех возможных последствий для здоровья); их не знакомят с результатами оценки риска и результатами углублённых медицинских исследований; имеющийся полный перечень профессиональных заболеваний никак не связывается с вредными производственными факторами, указанными в картах специальной оценки условий труда. Представители администрации предприятия, обязанные информировать рабочих, порой сами плохо понимают смысл информации в протоколах с численными значениями вредных производственных факторов. Это согласуется с данными - «в интересах производства», например, многие канцерогенные вещества не признаны такими - даже на официальном уровне.
Экономические аспекты охраны труда
Условия труда, и соответственно, травматизм, смертность и профзаболеваемость, влияют не только на отдельных людей и их семьи, общество, но и оказывают влияние и на экономику - как отдельного предприятия, так и региона и страны. Положительными экономическими последствиями создания более безопасных и здоровых условий труда являются: рост производительности труда; сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих; и увеличение совокупного национального продукта за счёт улучшения двух первых показателей.
Повышение производительности труда происходит из-за предупреждения преждевременного утомления, снижения числа микротравм, уменьшение числа случаев временной утраты трудоспособности из-за травматизма, и общей и профессиональной заболеваемостей, а также уменьшения внутрисменных простоев.
Сохранение трудовых ресурсов связано с увеличением продолжительности жизни, соответственно - увеличением трудового стажа и профессионального мастерства; использования труда пенсионеров на подходящих для них рабочих местах.
Кроме того, снижаются затраты на льготы и компенсации за работу во вредных условиях (сокращённый рабочий день, дополнительный отпуск, повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактическое питание. Значительные экономические последствия имеет повышенная текучесть кадров (поиск новых сотрудников, их обучение и адаптация, начальный период работы с пониженной производительностью труда и повышенной частотой ошибок и др.), вызванная неблагоприятными условиями труда.
По мнению специалистов, в РФ экономические рычаги стимулирования работодателя в отношении улучшения условий труда - недостаточны и малоэффективны, а по официальным данным Роспотребнадзора доля рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда неуклонно возрастает, и в 2014г составила ~1/3 от всех рабочих мест.
|